Беседа с монахом сибирского глубинного монастыря (состоялась в январе 2017 года). Черновик

Имя пока не указываю, разрешение от него еще не получено.

Впоследствии есть идея, создать книгу бесед с современными батюшками. Потому что у нас головы зашорены, они еще могут что-то понять.
* * *

Вопрос: Нам, кто хочет веру сохранить, в последние времена придется уходить в леса?..

Ответ: Я считаю, что это еще одно искушение. Понятно, что там кто-то возможно балуется со всеми этими ИНН, электронными паспортами. Это же можно до абсурда довести, кто получил электронный паспорт, тот не спасется, кто не получил - тот спасется, что бы он ни делал при этом. Это клоунада какая-то. Ни какого отношения к Богу ни карточки, ни ННН, ни электронный паспорт не имеет. Человек в любой момент может свой выбор осуществить. Все это - полная ерунда.

- Значит, то что в чеченскую войну голову отрезали, тм кто не снял крест, это тоже ерунда? Он мог снять, но в душе остаться верующим.

- Конечно, но тот кто не снял, он стал святым. Это как во времена первохристиан, во времена мученичеств, многие снимали крест, ради сохранения жизни, а потом покаялись.
В церкви есть два подхода – акривия и экономия (это по гречески). В церкви был большой диспуд, принимать тех кто отказался от Христа из-за страха смерти, а потом покаялся. Акривия – это жесткое следование правилам. Экономия – снисходительное. И все таки в церкви всегда побеждает экономический подход. Если человек совершил и покаялся, надо его принимать. Но тот кто подставляет свою голову под мученичества, он не должен говорить другим: вы должны поступать так же как я. Потому что все зависит от характера человека.
… Проблема в том, чтоб не лезть со своими мнениями в чужую душу. Ты тогда становишься вором. Молодец что ты отказался от паспорта и ИНН, но ты уговорил немощного отказаться от всего, ты выдержал, а человек сломался и его судьба на твоей совести.
У Симеона Богослова, кажется, есть такая интересная вещь: если появился жесткий игумен и он жестко поставил свою братию и братия не выдержала и убила игумена, то смерть игумена на нем самом и он приравнивается к самоубийце.
Не надо людей доводить до трайности, сколько он несет и слава Богу.

- Значит можно сказать, что Россия это последняя страна, которая сохранила веру?
Не только веру, последняя страна которая сохранила и демократию, либерализм, вообще у нас полная свобода. Там у них полный тоталитаризм. Все по взмаху палочки начинают в одну дуду дудеть. То что мы с вами родились в России – это великое благо. Россия Божья страна и она ведется. Особенно Сибирь. Ее основали казаки, которые убегали от царизма, от жестокости. В чем радость глубинки – здесь действительно свобода. Вот я поехал в город – это же на самом деле действует – вся эта реклама, бесконечные плакаты, потом это все начинает у тебя в голове шевелиться. Человек под очень мощным прессом воздействия находится – телевидение, радио, интернет… Это все штампует. Тем и хорош лес, что ты начинаешь расти не так, как тебя заставляют, а как ты сам растешь.
Для социума нужны винтики, эти винтики начинают готовить с детского сада, их обламывают-обламывают, им нужны детали, которые будут зацепляться в этом механизме. Душа наша их не интересует. Если ты деталь, которая не подходит, тебя, естественно, отбракуют. Ни кто с тобой возиться не будет.
- И как сегодня поступать верующим семьям, отдавать детей в школы, детсады?..

Однозначно не скажешь, все зависит от обстоятельств человека. Вот мы, например, все побежали, я рафинированный городской житель, я деревню первый раз увидел в 25 лет, когда сюда приехал… У нас столько людей здесь погибли, потому что их позвали, а они сами не были готовы, либо они начитались книжек, но они не представляли на самом деле, с чем здесь столкнутся. Я оказался к деревне готовым, к этому образу жизни. А масса людей, которые это не смогли, это было выше их возможностей.
- Вы тут создали свою примонастырскую, альтернативную школу?
Да, у нас с 1 по 11 класс. Через год будет 20-летие нашей школы. Она оформлена как филиал местной средней школы. Наши дети числились в классах, а школа наши денежки забирает себе. Это конечно не правильно, ни ни какая система не будет оплачивать альтернативных школ. Мы 20 лет бесплатно работаем. А последние 5 лет пришла неверующая директор и нам пришлось оформиться на семейное обучение. Такую лазейку оставили в нашем образовании? Семейное обучение достаточно просто сделать – достаточно написать заявление. Но нам пришлось через прокуратуру, потому что очень много детей – это единственный случай в Томской области. Нам было легче, к нам в 90-е поехала интеллигенция и кандидаты наук, потому у нас есть кому вести уроки. Я, вообще, интегральный учитель, мной все дыры заполняют, все веду.
Нас в институте на войну готовили. Когда нашу военку в 90-е годы стали разваливать, нас всех выкинули. Я учился на блатном факультете, у меня все друзья были евреи – один теперь в Канаде, Другой Америке, Германии… Они теперь мне пишут, ты устроился из нас лучше всех.
Мы не то что верили. В институте мы организовали партию суперкоммуностов – переход к коммунизму революционным путем. Все разваливалось, мы собирались, писали программы.
- Получается, что с одной стороны мы богоспасаемая страна, с другой – вырождаемся, рожать перестали.
Посмотрите на Могочино. Это парадокс деревенской жизни, в деревне дети выгодны, в городе нет. Они производят продукт, государство дает пособия… У нас рожают не потому, что мы заставляем…
Детей, которых сюда везли, они-то были невольники, родители их из городов притащили. Я тут недавно беседовал с одной: 8 класс и вдруг ее во все черное обрядили. Она говорит: Я очень быстро поняла, что за этим что-то есть, реальность, где бы я была, если б не это дело? Такой парадокс.
Парни приезжают в Могочино, на наших девушек глаз кладут, они красивые, с длинными косами – семинаристы или просто паломники, у нас здесь постоянный поток. Наши девчонки их переламывают в два счета. Если девушка начинает гулять с 5-6 класса, она размывается, она вся из себя фифа, но внутри она вся уже потухшая… А если ее держишь, у нее там внутри пружина сжимается-сжимается, а потом она увидела объект, как даст, и все. Такая сила!
Пар с местными очень мало. Многие девченки в местную школу ходят, если экзамен не сдаешь, ты автоматически в ту школу идешь. Но они все равно другие. Наши их понимают, а те их нет. Они как в 2 d, а верующие в 3d – у них другое пространство. Они понимают, что есть еще и другое измерение. Я тоже со своими друзьями разговариваю на их языке, а они меня нет. А бывает человека бах… и пробивает!
Вера, конечно, это дар. Бывает ребенок случается родителей, на волне традиции ходит в церковь, но он пустой. А бывает ребенок включается и ты с ним беседуешь на равных, его можно спокойно оставлять, он пойдет по жизни.
Если вы ведете человека к вере, как только внешнее давление пропадет, он перестанет ходить в церковь, это ему лишняя трата времени. Вера с генами не передается. Ты сам должен жить в вере и дети это начинают улавливать. И не надо из себя ничего изображать, ни правильного, ни святошу.

Комментарии

Добавить комментарий