Опубликовано пользователем Андрей Сотников
Продолжаю публиковать дневник прошлого путешествия в Грузию. Первые две части опубликованы здесь
http://travel.drom.ru/23906/
Три года я готовился к этой экспедиции, собирал информацию, копил деньги, а главное ждал, пока в наших отношениях начнется потепление. И дождался – когда я находился в пути, Грузия отменила визы для российских граждан.
Теперь для въезда в Грузию нам нет ни каких ограничений.
Нашу таможню прошел быстро, на грузинской стороне вместо стандартных 10 минут продержали аж два часа. Пришлось ждать, пока таможенник, вежливо попросивший меня отойти в сторонку, сделает бессчетное количество звонков по мобильнику, согласовывая мой проезд. В конце концов, он дозвонился, как мне показалось, до самого президента, после чего мне разрешили въехать в Грузию.
В Грузии намного безопаснее
Пока проходил таможню, наступили сумерки и нужно было срочно где-то ставить палатку. Обе таможни работают круглосуточно, на русской стороне я спросил у последнего солдата, можно ли поставить палатку на нейтральной полосе, а в Грузию въехать утром. Меня удивил ответ русского солдата: «Я вам все же советую пройти таможню и поставить палатку на грузинской стороне, в Грузии намного безопаснее».
В некотором смысле в Грузию я ехал с неблагодарной миссией – помирить два дружественных народа, двух вековечных братьев, которые в глубине души искренне любят друг друга, но из-за политических дел эта любовь стала затухать.
Сначала я хотел встретиться в Грузии с известными людьми, на этот случай у меня есть удостоверение журналиста, но потом понял, что гораздо больше узнаю о Грузии, если буду разговаривать с простым народом.
Разговаривал я здесь с бензозаправщиками, с монахами, строителями и продавцами, с крестьянами и обычными прохожими. Не беседовал только с полицейскими и пограничниками и чиновниками, этим хорошо платят, чтоб они не говорили ничего лишнего.
Скутер – это очень общительный транспорт. Одно дело, когда ты подъезжаешь на джипе или крутом мотоцикле – тогда к тебе одно отношение. Народ он во всех странах живет бедно и к скутеристу относится как к родному, понимая, что эти экстремальные ночевки в палатке под открытым небом, эти готовки еды на костре, одним словом, все эти каждодневные испытания, которые он переживает, все это в наши дни почти подвиг.
В результате вражды с Россией, бензин в Грузии не дешев. Вблизи границы он еще дороже. На границе выходит чуть не два доллара за литр. Но зато грузинские заправки – верх похвалы, некоторые с непривычки путаешь с комплексами по управлению космическими ракетами - все в огнях, масса каких-то непонятных кнопочек.
С кем бы я здесь ни заговорил, все мои собеседники, все без исключения, как только узнавали, что я из России, обязательно поднимали вопрос о войне. Война с Россией вошла в плоть и кровь грузинского народа (их президент даже успел объявить о всеобщей мобилизации). Это для нас она была очередной, незаметной, даже какой-то телевизионной войной, где-то там на далекой границе. Мы о ней давно забыли. Для маленькой Грузии эта война будто была вчера, они до сих пор не верят, что это вообще могло случиться.
Здесь и боль, и непонимание, но главное, нет агрессии к русским. К политикам, к Путину, к Саакашвили - есть. Все-таки грузины очень древний, а значит и очень умный народ, они понимают – где политика, а где народ. Они понимают, что Грузия - это большая и грязная игра политики.
Порой мне казалось, что они понимали и то, что когда Россия бомбила грузинские города, то эти бомбы предназначались не Грузии, а Америке. Просто Америка всегда прячется за чьей-то спиной.
И в то же время, дружелюбное отношение к русским у грузин осталось в прошлом. В общении с русским чувствуется страх, настороженность, между нами появилась невидимая «стена», которая правда скоро исчезает. У меня были случаи, когда с одним и тем же человеком я встречался несколько раз и на следующий день он принимал меня уже как родного, несмотря ни на какие СМИ.
Грузия - это штат США
Более всего меня удивили здесь своей вежливостью и подчеркнутым вниманием полицейские. Мы, россияне, давно от этого отвыкли. Сидят они в прозрачных офисах-аквариумах, своеобразный дом-2 по полицейски. Получают они за это шоу тоже неплохо. Таким образом грузинский президент борется с коррупцией в полиции. Пока по российским СМИ передают страшилки о пытках в Грузии, в реальности все видят подчеркнуто честную и максимально прозрачную полицию. Да, Саакашвили многим не нравится, но придя к власти, он первым делом поменял высшее руководство в силовых структурах, чтоб не тратить время на их перевоспитание. Теперь любой грузин вам с гордостью скажет, что их полиция взяток не берет и это действительно так.
У Грузии есть чему и нам поучиться. А, за одно и вспомнить, что творится в наших собственных тюрьмах. (Меня, например, давно просят написать о незаконно осужденых подростках томского села Петухово, где живут мои родители. Там год назад шесть подростков арестовали по модной сегодня статье – педофилия. По этой статье можно посадить вообще любого и доказать ничего невозможно. Особенно если ты бедный сельский житель. Так и здесь, все село знает, что они не виновны, что дело выдумано, знают кем, и почему. Но прокуратуре правда не нужна, ей требуются громкие дела, ей нужны очередные звездочки на погонах, нужен, в конце концов, новый 37-год… И подобных дел в России тысячи.
Ничего не скажу о грузинских тюрьмах, думаю везде они примерно одинаковы, но грузинские полицейские кардинально отличаются от российских, им и в самом деле невозможно дать взятку. В Грузии существует даже специальная служба провокаторов, которые специально дают взятки. Если взял, то сел и надолго. Жаль в России это пока невозможно.
Встречал я здесь полицейских постоянно. Меня они тормозили каждый день, но должен сказать, что ни разу не проверили даже документы. Спрашивали откуда еду, с какой целью в Грузии, не нуждаюсь ли в помощи и отпускали с Богом, иногда, правда, ехали за мной несколько километров, все же я для них представитель враждебного государства.
Одно плохо, трудно было понять, чьи это полицейские - американские или грузинские. Одеты они практически в американскую форму, ездят на огромных автомобилях, у них очень большие для Грузии зарплаты. Еще, почему-то большинство встреченных мной полицейских, были в черных очках. Я даже подумал, что черные очки им выдают специально.
Американских флагов в Грузии я ни где не видел, это и не нужно и так повсеместно чувствуется, что Грузия - это филиал Америки на Кавказе, так же как Украина, это филиал Америки в Восточной Европе (правда один знакомый киевлянин мне уточнил, что Украина сегодня – это филиал Израиля).
Посмотришь на этих полицейских и понимаешь, что Грузия за последние годы превратилась в один из штатов США, точнее в ее 51-й кавказский заокеанский штат. Говорят в Тбилиси теперь есть даже улица имени Джорджа Буша. Ничего не поделаешь, Америке нужна Грузия, ключевая страна на Кавказе, а нищей изможденной советами Грузии нужна была чья-то поддержка.
Грузия вся живет будущим. На обещании строится вся ее нынешняя политика. В Грузии много чего делается, пусть и за счет иностранного капитала, который рано или поздно придется отдавать. Грузины понимают, что Саакашвили уйдет, а долг у народа останется.
Если сейчас что-то строится, рядом на видном месте стоит огромный плакат, где показано, что это будет за строение в будущем и в таких плакатах вся страна. Потому Саакашвили еще называют президентом-менеджером.
Я не мог понять, почему в нищей Грузии такой твердый и стабильный курс валюты – за один лари дают пять рублей, и курс этот не меняется годами. Как могло случиться, что в стране, где нет крупного производства, где почти нет полезных ископаемых, в этой стране почти нет и инфляции. Ответ на этот вопрос можно поискать на Украине – ведь сегодня Украина и Грузия, это близнецы братья. Здесь тоже со времен оранжевой революции установился стабильный курс валюты и тоже один к пяти – за одну гривну дают примерно пять рублей.