Опубликовано пользователем Андрей Сотников
Судьба томского священника или как я восстанавливал разрушенную церковь
В начале ноября нами была совершена странная поездка по Томской области? Несколько месяцев мы встречались, обсуждали эту поездку. В Томске стихийно организовалась «тайная» организация – клуб свободных паломников. Цели – объезд и систематизация всех святые мест бывшей Томской губернии, в каковую входило несколько нынешних областей, вплоть до Восточного Казахстана. Впоследствии с созданием интерактивной карты Паломнических мест Сибири. Пригласили они в эту поездку и вашего покорного слугу, для увековечивания ее в слове.
Зоркальцево – остановка первая
Первая остановка в необычном селе Зоркальцево, где нас уже ждет настоятель церкви отец Максим. Мало кто знает, что в 15 километрах от города располагается своеобразный томский Афон. Уникальный храм, восстановленный героическими усилиями его настоятеля, старинный деревянный храм, рожденный в позапрошлом веке, восстановленный буквально из пепла, на сегодняшний день это самый красивый храм Томской области.
Святым можно быть на любом месте
До Зоркальцево я четыре года набирался опыта в Петропавловском соборе. За всю мою службу в Петропавловском соборе, было два случая, которые буквально «вышибали все мозги». Однажды пришла бабушка и говорит: «Батюшка, отслужите благодарственный молебен». Спрашиваю: Миленькая, что стряслось, все просят за жену в родах, или Николаю Чудотворцу помощь в путешествии, а вам благодарственный молебен - это что-то небывалое. – «Да мы картошку посадили, - отвечает, - уродилась хорошо, вот хотим Господа поблагодарить». Я две недели после этого под впечатлением ходил.
Через года два приходит молодая женщина: Батюшка, благодарственный молебен прошу. - О чем? – За водителя автобуса, маршрутника, очень хороший человек, батюшка.
- Как зовут?
- Не знаю.
- А как молиться?
- Да вы помолитесь, Господь разберет.
Что такого натворил этот водитель автобуса, если маловоцерковленая женщина пришла ради него в храм. Она даже не знает, что платок надо одевать. А тут просит благодарственный молебен за незнакомого водителя отслужить.
- Знаете батюшка, - говорит, - я с младенчиком зашла в автобус, он на меня в зеркальце-то посмотрел и подождал пока я сяду, удобно устроюсь, младенца возьму и только тогда поехал.
Я ничего понять не могу, ну что такого особенного сделал этот водитель автобуса? Выхожу из храма, иду на автобусную остановку, сел на 29 маршрут и он поехал. Доехал до Дома книги.
А в том году был неурожай брусники. И вот какая-то бабка с ведром брусники садится на Доме книги. Старая, грузная бабка. Она задрала свою юбченку из простого ситца. Она одну ногу поставила, взялась за ручку... Как он тронулся. Как ведро из ее рук упало, раскатилось по всему грязному полу. Она: «Миленький, прости дуру старую», - и собирает ягоду. Он на газах трогается, защемляет ей ногу, рвет платье немного. «А, карга старая, куда ты прешься». И она эту грязную бруснику трясущимися руками собирает.
И тут до меня доходит: как легко быть святым на любом месте – можно быть святым водителем автобуса. И стал я наблюдать за водителями автобусов.
Сажусь в один автобус. А у них же гонки, кто первый возьмет пассажиров. И один раз такой гонщик нас обгоняет. А наш водитель, смотрю, у него иконочка наклеена, иеромонах Роман поет, крестик у него – то есть явно освященный автобус. И он едет неспешно, спокойно. А тот обгоняет его на всех парах. Наш даже перекрестился незаметно, я же наблюдаю специально. И на следующей остановке стайка девчонок из 6-го корпуса весь автобус забила полнехонек. А тот, который торопился, врезался, остановился, высадил всех пассажиров и стал разбираться с аварией, а наш их еще бесплатно взял.
И я понял, в любом месте, оказывается, можно быть святым – можно спокойно и хорошо служить ближним, просто хорошо и добросовестно делать свое дело – быть святой домохозяйкой, святым кочегаром… А можно быть безбашенным водителем, который гонится за рублем, а догнать не может.
Что нам говорят все святые – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский?.. У нас в храме, видите, не случайно в нестандартном месте висит его икона. Это говорит, что в этом храме по Силуану Афонскому работают, он у нас в чести. Всех прихожан мы приглашаем, читайте Силуала Афонского, простейшим языком книга написана, он сильнейшие подает нам уроки как душу взращивать. Итак, все святые нам говорят: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся – Спасись сам и семь родов из ада вытащишь. Так вот, благодарение на самом деле редкое явление в церкви, но мы с вами его будем совершать.
Подземный ход («легенды» села Зоркальцево)
Помимо церкви, из старых строений в селе сохранился еще только двухэтажный дом священника, он стоит через дорогу от церкви, это все что осталось от той эпохи. Они того же духа, того же леса, как церковь. Церковь и дом священника соединяет подземный ход. Сохранилась легенда, как последний батюшка, уже после того, как храм был закрыт в 30-е годы, тайно приходил по подземному ходу и крестил в церкви.
Учительница моего сына, жительница соседнего села Поросино рассказывала, когда она была ребенком – а в то время в церкви был заброшенный клуб - они пришли с детьми, залезли в подземный ход, прошли под дорогой и вылезли в доме священника, где тогда располагался медпункт. Включили свет и начали есть витаминки. А люди, проходившие мимо, увидели что снаружи замок, а внутри свет и вызвали милицию. Когда милиция приехала, дети от них побежали назад по подземному ходу, милиционеры за ними, дети шнырнули в какую-то боковую нишу. Там, она вспоминала, на большом столе лежала большая золотая книга и золотой крест. Милиционеры это все забрали, а им наподдавали. На следующий день приехала машина и залила бетоном входы в подземный ход и здесь и там. Но ход существует и по ныне. Когда по дороге проходит тяжелая техника, храм отзывается.
Фото: Церковь в селе Зоркальцево до восстановления
(Таким же образом были забетонированы в советское время почти все подземные ходы Томска, каковых было очень много. Под каждым томским храмом был и есть ход. Был замурован подземный ход у основания каменного моста через Ушайку, замурован подземный ход, оставшийся на месте Троицкого кафедрального собора, что на Новособорной площади…).
В советское время здание церкви использовалось не по назначению. Даже были случаи, когда люди проявляли святотатство. Храм наш был отделан ажурной резьбой с крестиками ручной работы. Так вот, человек, который сдирал эти крестики, ему потом оторвало обе руки. И он калекой тут ходил в назидание всему селу. Еще колокольню зоркальцевской церкви разобрали, построили из нее баню. Эта баня сгорела и кто-то даже пострадал при этом. То есть все что касаемо церкви, оно в легендах в отголосках в селе жило.
Церковь не одним человеком созидается
В 1998 году на территории церкви была построена часовня, где впервые на пасху служил отец Богдан. И стала здесь с тех пор устраиваться община. Здание полуразрушенной церкви пытался восстановить местный житель Михаил с сыновьями, но силенок у него не хватило. И поняв, что церковь не одним человеком созидается, он построил эту часовню.
После моего назначения в Зоркальцево в 2003 году, я много лет служил в часовне. Она всего 23 метра и максимально у нас на пасху причащалось 123 человека. Как они туда вмещались, сие никому не известно. Я спрашивал потом, вам было не тесно? Что вы, - батюшка, - батюшка, ощущение, что стены раздвинулись, потолка нет и нам хорошо.
Храм наш был брошен, недолюблен, в Томске о нем, вообще, мало кто знал. Местные жители и сейчас редко в него ходят. Они разделились на две категории относительно храма – одна категория беспробудно занята земными и страстными делами, и они не могут ходить. А те кто могут, они живут не как сельские жители, у которых есть огород, скотина. Они используют Зоркальцево как спальный район и ездят в город, им там проще заскочить свечку поставить… но в последние годы местные жители в наш храм стали больше ходить.
Судьба сельского священника
Так случилось, что в 98 году я был посвящен в священники и начал служить в Петропавловском соборе Томска и с отцом Богданом часто приезжал в это село. То есть дорогу сюда я уже протоптал. И этот Михаил, построивший часовню, у владыки меня выпросил (это я узнал задним числом). Когда меня он назначил, не было с его стороны ни какого руководства. Наверно, была только молитва. Жилья нет, храма нет, верующих нет, поддержки нет – ну, ничего нет. Даже хотел сбежать сначала.
И я начал ездить из города в часовню служить литургии. Но я сразу решил, что надо сделать что-то большее – стал служить вечерние службы, что никогда здесь не делалось. Люди начали шептаться: мол, появился батюшка, который служит несмотря ни на что. Я про себя знаю, что я сам больной человек, и в церковь потому пришел, чтоб самому спасаться, а тут взяли и поставили на священнослужение неопытного и еще без наставника. Моими главными наставниками всегда были и являются церковные книги, которые очень люблю читать. Моим духовным наставником является иерей Вадим из Подгорного, которому очень благодарен, что он научил меня Богообщению, это мой духовный отец. Он тоже, как и я, когда-то уехал в никуда.
Но меня владыка благословил не в храм, а в село Зоркальцево, служить в часовне, а храм-то тут тоже стоит. Стал думать, что с ним делать. Вызвал специалиста по деревянным зданиям. Он приехал специально в мороз, взял топор, обошел все здание, обстукал его. Подумал, почесал бороду и вынес вердикт: «Разберешь – будешь преступником». И с тем уехал.
Я написал владыке рапорт, спросил, как быть с храмом: разобрать и построить новый, законсервировать или восстанавливать. Владыка благословил - восстанавливать. Я спросил: Где брать средства? Он ответил: «Бог даст».
Не плохое начало. И я начал искать специалистов.
И осталось взять, что Бог даст
Дальнейшее восстановление нашего храма – это цепь чудесных случайностей. И пошел я в конструкторское бюро, тогда еще работала «Томскспецреставрация». Там сидит убитый горем архитектор Я., у которого недавно погиб сын, его сына звали Максим. Он сидит и думает, что бы такое за сына сделать. Не научен церковной традиции - поминкам, молитвам. А тут приходит молодой священник, еще и по имени Максим, и говорит: Мне бы помочь проект храма создать. И он ухватился за это дело. Он сказал: «Я возьму только десятую часть платы в память о своем сыне Максиме».
Он создал проект. Теперь нужен строитель. Мне посоветовали пойти в компанию «Универсал» к В. В. Ивлеву. Пришел, говорю: Есть здание разрушенной церкви, надо его восстановить.
Они спрашивают: Кто будет финансировать проект? Отвечаю: Ну, кто, Господь будет финансировать. Повисла пауза – в коммерческой организации такой ответ звучал впервые.
Они подумали-подумали и приняли решение, что прибыли с этого объекта не возьмут, но на приобретение материалов нужно искать средства. Но так как владыка благословил, что Бог нам все даст, осталось только взять то, что Бог даст.
И стал я ходить, искать средства. Где-то отворачивались, в нефтяных компаниях часто вызывали охрану, в более простых компаниях многие помогали. Помогла Сибирская аграрная группа, помог С. А. Лагутин, он был тогда директором Аэропорта. У него тоже сын Максим погиб, я его когда-то крестил. Некоторые благотворители не хотели афишировать свое имя. Один постоянно проявлял интерес, какую нужду мы испытываем. Благодаря ему мы и воскресную школу построили и столярную мастерскую и наш дом. Я вырос в семье, где все время не хватало средств, отец взяток не брал, мать не работала, нас трое детей, жили скромно, по-советски. А тут вдруг при храме построили дом в два этажа, на каждом почти по сто квадратных метров. Когда мы с детками переехали в этот дом, они еще маленькие были, они как рыбки упали на этот кафельный пол и давай по нему «плавать», он теплый, с подогревом. Многие помогали, как персона персоне. Узнавали кто отец. Томск - маленький город, здесь все друг друга знают. Мой папа много помогал, он тоже в селе этом теперь живет. Братья помогают. И многие люди помогали. Но у меня сразу было такое правило – можете помочь - на вашу радость, на ваше усмотрение, не можете – просто помолитесь.
У нас в храме мало писаных икон, в основном это снимки, копии. Я часто бываю на Афоне и вот один благотворитель сказал: хочу чтоб вам на Афоне написали иконы, заказывайте любые две иконы. Я заказал Иоакима и Анну, родителей Богородицы. «Чти отца и мать и благо тебе будет» - потому что, что может быть важнее почитания своих родителей.
Все иконы у нас жестко к стене прикреплены, их нельзя снять. Потому что были случаи, когда приезжали к нам цыгане и… цыганили.
Света в нашем храме нет
У нас в храме обычного освящения нет. Часто спрашивают, почему. Все потому, что на Афоне я ощущал особую молитвенную обстановку в храме, освященном только свечами. У меня зародилась мысль, что если будет у меня свой храм, то там будет такое освящение – именно огоньком, свечами. Как и было на Руси и сто и двести лет назад. Это не в пику кому-то, это особенность нашего монастыря, нашего устава. На самом деле этого света вполне хватает, чтоб молиться и чтоб ни что лишнее тебя не отвлекало.
Уже после восстановления храма, мы ходили авиационным крестным ходом с тремя моими сыновьями с нашей храмовой иконой. Мы совершали облет Томска перед вероятным наводнением. Губернатор попросил владыку как-то помочь городу, обещал оплатить самолет, владыка благословил нас. Потом сказали, что 50 сантиметров осталось. Если б вода еще немного поднялась, был бы прорыв дамбы.
Фото: воздушный крестный ход вокруг Томска перед наводнением
Итоги
Храм наш с Божьей помощью восстановлен – великое дело сделано. Теперь осталось сделать самое главное – воссоздать Троицкий кафедральный собор в Томске, разрушенный до основания в 30-е годы. Он находился на площади носящей теперь имя Новособорная. Это дело первой важности для нашего города, для области. После возрождения кафедрального собора начнет и возрождаться духовная жизнь в Томске. Камень патриарх Алексий заложил, патриарх Кирилл благословление на восстановление дал, фундамент нашли, проект воссоздали по рисункам и фотографиям, петиции все написали. Нам отказали и мы сдулись, хвост поджали. Если патриарх благословил – надо делать. Приходи и молись на месте разрушенного храма и храм будет стоять. Высочайшее благословение есть – выше некуда. Его все равно построят, только сейчас или потом. Храм уже виртуально есть. Ангелы на этом месте службу служат. За этот храм надо молиться, потому что это будет возрождение всего Томска. Все дело в том, что он никому из нас не нужен. Если бы митрополит сказал губернатору, что нужен собор, разве б он отказал? А как он скажет, если народу кафедральный собор не нужен. Народ деньги зарабатывает, свои насущные проблемы решает, ему не до того. Если б митрополиту доложили, что там свечки горят постоянно, что народ молится на этом месте, только стен не хватает и купола – церковь она ведь не в стенах, она в людях. Молиться надо, чтоб Бог губернатору «втолковал», он же народными деньгами распоряжается, а не своими. В Среднем Васюгане он церковь построил, пусть теперь в Томске построит.
Комментарии
Гость написал Постоянная ссылка (Permalink)
очистка кровель в екатеринбурге - http://www.alp-ur.ru/pokraska-metallokonstrukciy.html/pokraska
Also visit my web blog - очистка кровель в екатеринбурге
- http://www.alp-ur.ru/pokraska-metallokonstrukciy.html/pokraska
Добавить комментарий